Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская музыкальная школа № 10
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
Контакты: тел. (347) 235-46-96; (347) 284-61-68; e-mail: musicalschool10@yandex.ru






Проблемы системы художественного образования в России

В ноябре 2009 г. состоялись парламентские слушания на совместном заседании Комиссии Совета Федерации по культуре и Комитета Государственной Думы по культуре на тему "Вопросы развития системы художественного образования (законодательный аспект)". Мы приводим сокращенный текст выступления директора МОУ ДОД "Детская музыкальная школа № 10" городского округа г. Уфа Республики Башкортостан А.Ф. Медведева.
<...>
скачать




Гаммы никто не отменял! Но...

/статья опубликована в февральском номере журнала «Рампа», 2009г./
Директор ДМШ № 10 Медведев Анатолий Фёдорович. Недавно ученики уфимской детской музыкальной школы № 10 с убедительным успехом выступили на II Международном конкурсе творчества «Музыка и Электроника» в Москве. Мы попросили директора школы Анатолия Фёдоровича МЕДВЕДЕВА рассказать о новом направлении в работе ДМШ по воспитанию творческой самостоятельности учащихся и поделиться своими впечатлениями от конкурса.
   – В 2009 году наша школа будет отмечать 40-летний юбилей со дня основания . Путь пройден большой, но это совсем не означает, что, определившись однажды с программами обучения, учебными планами и методиками преподавания, школа может и должна в дальнейшем использовать в своей работе только «накатанные» наработки. Практика занятий с детьми по традиционному учебному плану с минимальным набором учебных дисциплин, включающих профилирующий и дополнительный инструмент, сольфеджио, музыкальную литературу и хор, показала, что уровень творческой активности и уровень заинтересованности учащегося в обучении находятся в прямой зависимости от умения учащегося самостоятельно применять получаемые знания, умения и навыки в своей повседневной личной творческой практике. Для любого человека, а тем более ребёнка, даже несовершенный продукт личного творчества является гораздо более значимым, нежели самый лучший образец, выполненный другим человеком. Но творчество невозможно без навыков творческого ремесла, владения его технологией.
   К сожалению, полезная познавательная деятельность учащихся в школах, как правило, ограничивается пределами программных требований по каждому отдельному предмету. Как следствие этого, завершив курс обучения в музыкальной школе, подавляющее большинство учащихся через определённый период времени прекращают самостоятельное общение с музыкальным инструментом, утрачивают приобретённые навыки и знания. А затем избавляются от музыкального инструмента как бесполезной в хозяйстве вещи.
   Это общеизвестные факты. И на эти факты нельзя закрывать глаза, но следует разобраться в тех причинах, которые отнесём к зоне ответственности школ. Автономность преподавания каждой учебной дисциплины, отсутствие межпредметных взаимосвязей – это одна из причин сдерживания учебной и творческой активности учащегося. Другая причина, на мой взгляд, обусловлена недостаточным количеством самостоятельных творческих заданий на этих предметах. Это и понятно. Учебная программа по каждому предмету включает в себя достаточно большое количество обязательных упражнений, на остальное просто не остаётся времени. И третья причина кроется в том, что большинство учащихся, даже из числа наиболее продвинутых, не имеет самостоятельных навыков применения получаемых знаний в качественно ином виде самостоятельной творческой деятельности.
   Как сформировать у учащегося эти чрезвычайно важные для дальнейшего самостоятельного музицирования навыки? Как поддержать и развить интерес к самостоятельному творчеству, как пробудить потребность в творческом труде и самовыражении?
   Более 10 лет назад впервые за всю историю существования музыкальных и художественных школ России в качестве приоритетных задач их деятельности были поставлены задачи развития личности и обеспечения творческого труда детей. Только тогда, с приходом в школы учебных планов нового поколения, предоставивших школам свободу выбора, появилась возможность усиления предметов компонентами творчества. Но наша школа ещё в 80-х годах стала уделять особое внимание технологии творческого труда учащихся, а также методам обучения детей этой технологии. Когда речь заходит о технологии, важно помнить, что любой технологический процесс имеет свой алгоритм, т.е. пошаговую технологическую схему последовательности операций, которая обязательно приведёт к требуемому результату, при условии неукоснительного следования этому алгоритму.
   В целях решения этих вопросов в традиционный набор дисциплин учебного плана школы был введён дополнительный предмет «Практическая гармонизация» из раздела «творческое музицирование», на котором учащиеся постигают азы композиции, гармонии, аранжировки не на инструктивном, а на самостоятельном материале. В пределах уровня своего развития перед каждым учащимся ставится сложная, многокомпонентная, я бы сказал, мультипликативная задача: в доступной форме, самостоятельно, на заданную или произвольную тему сочинить мелодию, либо подобрать по слуху, гармонизовать эту мелодию, грамотно оформить нотную запись, варьировать и транспонировать то, что создано, а также исполнить на инструменте. Алгоритм вырабатывания навыков единый. Разница лишь в уровне сложности задания, который должен соответствовать уровню возможностей учащегося на данный конкретный момент. В этом и реализуется один из фундаментальных принципов великой науки дидактики – принцип доступности.
   Шаг за шагом, год за годом учащиеся овладевают в доступной их уровню развития и восприятия форме теми навыками, которые после окончания школы позволяют им в достаточной степени свободно музицировать самостоятельно. Эти занятия являются мощным стимулом для любого ученика – ведь все знания, получаемые им на остальных предметах, находят здесь непосредственное практическое применение.
   Творчество, творческое развитие ученика – процесс продуктивный и нельзя его сводить к репродукции, как это происходит в большинстве музыкальных школ. Поэтому мы постоянно ищем и внедряем инновационные методы обучения, новые предметы. Современные музыкальные технологии с привлечением систем оцифровки звука, компьютеров, синтезаторов, открывающие безграничные перспективы в сфере образовательной деятельности, позволяют расширить возможности школ в решении тех же творческих задач. Так, с 2006 года у нас добавился факультатив «Компьютерная аранжировка». Этот предмет направлен на изучение работы с компьютерными музыкальными программами, такими как «Cubase», «Reason» и многими другими. Это позволяет приобщить учащихся к исполнению на электронных цифровых инструментах, импровизации, электронной аранжировке композиций с использованием многообразия тембров, ритмов, стилей, хранящихся в блоках памяти этих электронных устройств. Ребята сочиняют песни, пьесы, а также аранжируют произведения известных композиторов, делают фонограммы. Предмет ведет Марина Владимировна Ивченкова – прекрасный специалист в своей области. Она окончила эстрадное отделение Уфимского училища искусств, продолжила учебу в Московском государственном университете культуры и искусств, долгое время работала в московских студиях, профессионально занималась аранжировкой музыки, затем вернулась в Уфу и выразила желание преподавать именно этот предмет именно в нашей школе. Видимо, наша школа привлекательна тем, что всегда предоставляет возможность реализовать свой творческий потенциал неординарным личностям.
   В начале 2008 года в расписании школы появился предмет «Инструментовка», на котором я учу детей выполнять инструментовку музыки, писать партитуры для различных составов ансамблей и оркестров в рамках курса компьютерной нотографии с использованием нотного редактора «Sibelius». Это интересно не только детям, но и мне самому: есть возможность применить знания и навыки, полученные еще в годы учёбы в институте им. Гнесиных.
   Качество аппаратного обеспечения учебного процесса в нашей школе высокого профессионального уровня, правда, размещено это оборудование в помещении, несоответствующем требованиям студии звукозаписи, но и в этих условиях мы показываем хорошие результаты. Это подтвердил II Международный конкурс творчества «Музыка и Электроника» в Москве, который состоялся в ноябре этого года. Башкирию на нем представляли только ученики нашей школы, а в целом конкурс собрал более 400 участников из четырех стран – России, Беларуси, Украины и Эстонии. На прослушивание конкурсного жюри мы отправили 10 работ, и все работы заслужили высокую оценку. Наши лауреаты: ученик 4-го класса Владимир Старцев (I премия в номинации «Аранжировка музыки» за аранжировку каприса Н. Паганини «Охота»), ученица 8-го класса Дарья Калашникова (II премии в номинации «Аранжировка музыки» за аранжировку произведений А. Кукубаева «Горная песня»), ученица 9-го класса Наталья Алтуфьева (I премии в номинации «Оригинальное (авторское) сочинение» за песню собственного сочинения «Тысячи слез»).
   Хочется надеяться, что наш опыт заинтересует другие музыкальные школы нашей республики, и тогда можно будет вести разговор о городском, а затем и Республиканском конкурсе электронной музыки. Дело это весьма своевременное.




Hosted by uCoz